Таже Патриарх сошед с места и став среди церкви, помоляся, идет и целует святыя иконы местныя по обе страны, таже на налое; потом, став среди церкви, помоляся, осеняет рукою народ, идет на свое место в кресло; таже идут по единому вси иноцы и миряне от мала до велика и целуют також иконы, последи покланяются мало Патриарху, он же осеняет рукою. Егда же по прочтении Евангелия пропоют «Ис полла эти», и абие правой лик говорит на оба лика поделяся по строкам якоже зде писано: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Потом идут вси от старших даже и до младенцев, целуют Евангелие и покланяются Патриарху и отходят кийждо на свое место. Таже Патриарх идет и целует Спасову икону с посохом и в клобуке; глаголя тихо «Пречистому Ти образу», таже целует на другой стране Пречистыя икону, глаголя «Милосердия сущи источник», потом целует и прочия иконы местныя, а по всей церкви не ходит целовать икон. Sleep hier een afbeelding. По совершении же ектении и возгласе, канархист став среди церкви на восток, говорит ипакои поскору, а не канархает и не поют его нигде никогда; и проговоря ипакои, обратяся канархист к правому лику, сказывает степенна; таже обратяся на другой крылос, канархает тойже стих, таже другой стих такожде дважды, потом третий стих со «Славою», таже на левом «И ныне» и стих третий, а без канархиста николи не поют степенна наизусть; а на котором крылосе перваго антифона пели «И ныне», на том же начинают и втораго антифона первый стих, такожде и третий по тому же чину. Мет ферапонтово. А в шапку Патриарха не целуют и во уста никто ни с кем не целуется ни архиереи, ни иноцы, егда сойдутся меж себя, ниже на Пасху; а диаконы також целуются меж себя, прежде уларь свой, таже в плечо и в другое. На перенос шапки не носят, и преднесут посох ширинкою робенок в стихаре, а иногда и без стихаря, кто ни случится молодой робенок; а своих подьяконов нету; таже со двема подсвещники, потом со свечею осеняльною диакон, таже другой с кадилом, или два и три, таже архидиакон с дискосом, по нем иерей с потиром; декабря в 6-й день после потира Евангелие несли, таже омофор; а на Рождество Христово после потира омофор Патриархов, таже епископов, а Евангелие не несли; потом кресты и лжицу и копье; а певец, который пел «Иже Херувимы», в то время престанет. Егда же по прочтении Евангелия пропоют «Ис полла эти», и абие правой лик говорит на оба лика поделяся по строкам якоже зде писано: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Мет ферапонтово. Патриарх же вшед в олтарь, отдаст свечу и прием кадило и кадит престол и жертвенник в шапке ж, а служащии идут вси около престола после Патриарха и поют втретие «Спаси нас, Сыне Божий» по-прежнему. Аще ли полиелеос святаго, то по Евангелии, припев «Ис полла эти деспота», то говорит един, а не по крылосам, а иногда и по крылосам, таже «Слава, Молитв ради имярек », таже «И ныне», «Богородицы», таже «Помилуй мя, Боже», таже поет стихиру, и канархист канархает; а песни не говорят, егда канон и стихологию поют; по третьей песни по катавасии ектенья, и седален поют, на них сидят; четвертую песнь начинает левый лик и тако поют порядком, якоже и у нас; прочее зри в повседневии. Аще есть епископ, или митрополит, дает дискос епископу; он же приим, поставляет на престоле; а Патриарх взем кадило, кадит потир, и отдав кадило, поклоняся прием потир, и поцеловав и шед, поставит на престоле. А мнози греки говорят: еже показывати потир туда да сюда оборачиваяся владыке или воеводе, то есть безстрашие велие, понеже де забывают страх Божий, угождаючи тленну человеку, да Бога, яко раба, к Его же рабом поворачивает. Людие же вси зряще со страхом яко на Царя, паче же на Бога безсмертнаго, и падут вси на землю; диакон же отворотяся, поставит потир, на престол.
И тако вси идут от мала и даже и до велика и, взем, целуют иконы; а не прикладываются греки, но вси целуют иконы, також и жены целуют, а не прикладываются. В то время на церкви кто честнее говорит «Отче наш» вслух, прочии же молчком говорят; таже Патриарх возглас, предстоящии же «Аминь»; таже Патриарх «Ирини паси», предстоящии же «Ке мета ту пневматос су» и духови твоему ; таже диакон «Главы ваша Господеви преклоните», предстоящии же «Си Кирие»; и глаголет Патриарх молитву, таже возглас: «Благодатию и щедротами», людие же «Аминь»; а Патриарх говорит молитву. Наши сайты:. А егда после потира священник войдет в олтарь с омофором патриаршим и отдаст архидиакону, а епископовы омофоры принимает диакон. Егда же Василиева служба, то «Свят, свят, свят» и дважды «Аминь» поют. Таже Александрийской полагая кундуры на поле помета: башмаки, на нихже вышиты золотом орлы , глаголет: «Яко красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Потом правый лик поет «Всякое дыxание» сице по строкам на оба лика: «Всякое дыхание да хвалит Господа.
Егда же проговорит все, поет правый лик «Кирие елейсон» трижды, таже левый трижды, потом паки правый трижды, потом паки левый трижды же, итого будет дванадцать; таже иерей возглас, и рекут «Аминь». Потом «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Аще ли нет архиереев, то оставляет при себе иереев, а в олтарь отпускает единаго, или двух, кому действовать Литургию, а диакони вси стоят при Патриархе. Всякое дыхание да хвалит Господа». Таже диакон, аще есть, говорит стоя в олтаре: «И о сподобитися нам достойно послушати», лики же и вси предстоящии говорят: «Господи, помилуй» трижды. И поют блаженна с припевами сими. Егда на заутрени пропоют седален по дву кафизмах, и абие псаломщик, который говорит Псалтирь, или иной кто нибудь говорит два псалма на полиелеосе на налое на крылосе, под стеною. По совершении же ектении и возгласе, канархист став среди церкви на восток, говорит ипакои поскору, а не канархает и не поют его нигде никогда; и проговоря ипакои, обратяся канархист к правому лику, сказывает степенна; таже обратяся на другой крылос, канархает тойже стих, таже другой стих такожде дважды, потом третий стих со «Славою», таже на левом «И ныне» и стих третий, а без канархиста николи не поют степенна наизусть; а на котором крылосе перваго антифона пели «И ныне», на том же начинают и втораго антифона первый стих, такожде и третий по тому же чину. По совершении же архидиакон кличет, став близко дверей: «Ке о екастос ката дианиа ехи ке пантон ке пасон» каждый да помянет и всех и вся ; лики же поют: «Ке пантон ке пасон». Потом клирик говорит: «Приидите поклонимся» трижды и прочее; час первый.
По совершении же того пения певец поет паки большое «Тон деспотин ке архиереон инон Кирие филатте, ис полла эти деспота», а диакон взем блюдо и рукомой с водою, а на плечах полотенце положено накрест, сиречь правый конец на левую страну переложен, а левой на правую, и подносит к Патриарху, и тако умывает Патриарх руки, и взем сам полотенца один конец и обтирает, или архидиакон один конец подает полотенца, а не все; а власти и священницы, якоже у нас чин, не подносит николи. Таже говорит, а не поет милостиво: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по многим щедротам Твоим, очисти беззаконие мое». Егда пропоют катавасию по шестой песни, ектения и кондак и икос, и Пролог чтут. Ис полла эти деспота». Егда ж поют аллилуиа, архидиакон кадит олтарь и на церковь, а Патриарх востанет и стоит пред престолом, на запад лицем, а стулы отнесут. Егда же осеняет рукою, предстоящии, выступя из своих мест, поют: «Ис полла эти деспота» потиху краткое и покланяются мало. А поют також, якож и Патриарху. Vergelijkbare zoeken. Другий же диакон говорит: «Премудрость, прости» и прочее, таже Патриарх: «Ирини паси», предстоящий же: «Ке то пневмати су»; таже архидиакон став на месте, на восток лицем, возглашает: «Ек ту ката Лука агиу Евангелиу то анагносма» от Луки святаго Евангелия чтение ; предстоящии же говорят вси: «Докса Си Кирие, докса Си» слава Тебе, Господи, слава Тебе , а не поют нигде николи; диакон в олтаре возгласит: «Просхомен», и чтет архидиакон Евангелие по грецки на налое. Егда же поют на блаженнах «Славу», приклонят вси главы и Патриарх, архидиакон же говорит потиху «Господу помолимся», а Патриарх говорит молитву входа тайно «Владыко Господи Боже наш»; по скончании же архидиакон всклонясь говорит «Аминь», указуя рукою в олтарь, глаголя: «Благослови, владыко, вход святый», и подносит к Патриарху Евангелие; Патриарх же прием посреди правою рукою глаголя: «Благословен вход святых Твоих», и целует Евангелие, архидиакон же ту руку патриаршу, что у Евангелия, целует, глаголя: «Аминь». Потом правый лик поет «Всякое дыxание» сице по строкам на оба лика:. Егда же говорят: «Победную песнь», диакон взем звезду не складывая, и тако приклоняет над дискосом, притычет звездою концами, который конец на котором краю стоят, и тем к краю притычет концем звезды, творя крест, а не ударяют в дискос, якоже нецыи у нас чинят, сложа звезду. Начало Утрени все, якоже писано в повседневии, даже доселе: егда же на Утрени две кафизмы проговорят и седальны обеих кафизм пропоют, таже встав говорит правый лик «Господи, помилуй» трижды и «Слава», таже псаломщик «И ныне. По благословении же паки с Патриарха сняли омофор, а шапку положили. Архидиакон же вышед из олтаря, держа омофор на плече, говорит: «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем» и прочая, «Господи, помилуй» говорят на всякой статье по трижды, а не поют нигде сугубых ектений; тутож на последи прибавляют ектенью за живых и поминают кого хотят в слух; таж говорят и за упокой ектенью и кого хочет поминает; и тако по вся дни, аще и Неделя, или праздник, и на Рождество и на Крещение неизменно всегда за упокой говорят ектенью. Geskik info.
Такожде если и Патриарха нет, то у недельнаго благословляются и пьют сидя. Тако ж и за ужином. Егда же архидиакон несет дискос, а иерей потир, и идучи говорят: «Всех вас да помянет Господь Бог», идут не оборачиваяся ни на лево, ни на право, ни к Патриарху, ни государю, но идет просто путем своим правым, якож подабает царю итти, не склоняяся ни на лево, ни на десно, понеже царя, и не просто царя, но и Бога несет. Исстари Вологодская земля, богатая лесами, множеством рек и озер, притягивает к себе богомольцев, становится местом подвига монахов. Прогноз погоды:. По совершении же чтения начинает петь седмую песнь правый лик. А в шапку Патриарха не целуют и во уста никто ни с кем не целуется ни архиереи, ни иноцы, егда сойдутся меж себя, ниже на Пасху; а диаконы також целуются меж себя, прежде уларь свой, таже в плечо и в другое. А Патриарх хлеба не раздробляет, но токмо поднесет к нему экклисиарх панагию с хлебом, и держит хлеб обеих рук персты; и Патриарх двема персты ущипнет крошку, и держит дондеже пропоют «Достойно»; а екклисиарх несет хлеб к прочим ко всем к миряном приходящим. Егда же придут с дискосом, Патриарх покадя, станет на праге и, отдав кадило, поклонится и, поцеловав, приимает дискос и поставит на престоле. А поют також, якож и Патриарху. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство небесное». А во Египте сентября в 14 день Патриарх служил и ему вместо укропу поднесли чашу велику воды, или щербету, того неведомо, а мню щербету, понеже такими чашами он везде щербет пьет. Таже в церкви лик правой поет: «Аксион естин» Достойно есть. Таже, аще есть ин архиерей, посылает Патриарх архидиакона, или диакона звать их.
После креста Александрийской кдадет панагию, глаголя: «Сердце чисто сочижди мене Боже, и дух прав обнови во утробе моей, всегда, ныне и присно и во веки». А в церкви левой лик говорит говором, а не поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», таже правой також «И ныне и присно и во веки веков, аминь», таже левой поет: «Святый Безмертный, помилуй нас». А редко бывает, аще случится кто молодой чернец, или мирской ребенок, то говорит среди церкви на восток, или мало отворотяся на церковь; на конце проговорит «Слава, и ныне» без аллилуия; а не поют тех псалмов николи нигде, а величания нету ж нигде, ни избранных псалмов. Таже Патриарх говорит: «Мнисфити Кирие пасис епископис орфодоксон тон орфотомунтон тон логон Тис алифиас» помяни, Господи, всякое епископство православных право правящих слово Твоея истины. По осьмой песни поют песнь Богородицы, потом девятую песнь и катавасию «Всяк земное» и «Достойно».
А архидиакон говорит: «За молитв святаго владыки нашего, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Облачения особеннаго николи не бывает, но токмо в епитрахели поп без диакона. Аще же диакона нету, коему чести по арабски, то поп став в царских дверех на пороге на запад и чтет по арабски Евангелие на налое, також и у Александрийскаго; а в дому у Патриарха чтут все по гречески, а по арабски не умеют. Таже тропарь Воскресный говорят поскору наизусть. Vergelijkbare zoeken. Поиск по сайту. Памятные даты:.
Архидиакон же прием потир и став в царских дверех на запад лицем возгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Потом ударит паки в кандию, и аби востанут вси и выйдут из-за скамьи и говорят: «Благословен Бог, милуяй и питаяй нас»; потом «Слава Тебе, Господи, слава Тебе Царю». А диакон, что говорит ектенью, стоит мало склоняся на страну, глаголет: «Ту Кириу деиефмен», людие же «Господи помилуй»; и читает иерей молитву. Антиохийской же, полагая кундуры, глаголет: «Се дах вам власть наступать на змию и скорпию и на всю силу вражию, и ничесоже вас вредит, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Егда же говорит Патриарх: «Победную песнь», лики говорят: «Свят, свят, свят» и прочее, а не поют даже до «Достойна» ничего. Вси емлют ущипываючи по крошке мало и двема персты. А над стихарем параманда со крестом и панагии и набедреннаго сулка и ручнаго нету ни у котораго Патриарха, ни у прочих властей на поле помета: но вместо панагии енколинон ; Александрийской же сверх сакка полагает на себя другую епитрахель нарядную. Таже говорит, а не поет милостиво: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по многим щедротам Твоим, очисти беззаконие мое».
Егда же пропоют катавасию осьмой песни, поставляют лампаду пред Патриархом со свещею горящею, и стоит даже до перваго часа. Наши сайты:. А поют також, якож и Патриарху. Егда диакон или иерей молвит: «Со страхом Божиим», то станет держа потир прямо на запад, а не оборачивался на лево и на право, показуючи потир владыке, или государю, забыв страх стоящаго ту владыки смертнаго, понеже Царя небеснаго и Бога держит в руках, безсмертнаго; но токмо став прямо на запад и возгласит: «Со страхом Божиим и верую приступите», яко же возгласит всем вообще, такоже и покажет всем вообще. По совершении же того пения певец поет паки большое «Тон деспотин ке архиереон инон Кирие филатте, ис полла эти деспота», а диакон взем блюдо и рукомой с водою, а на плечах полотенце положено накрест, сиречь правый конец на левую страну переложен, а левой на правую, и подносит к Патриарху, и тако умывает Патриарх руки, и взем сам полотенца один конец и обтирает, или архидиакон один конец подает полотенца, а не все; а власти и священницы, якоже у нас чин, не подносит николи. А архидиакон говорит: «За молитв святаго владыки нашего, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Егда же пропоют «Достойно», Патриарх съедает часть хлеба, и взем чашу вина пьет и отдает диакону. Потом архидиакон «Просхомен, Софиа, просхомен» на поле по-словенски: вонмем, Премудрость, вонмем , а чтец проговорит прокимен однажды и стих, а на крылосе не поют; таже архидиакон: «Софиа», а чтец скажет оглавление Апостола, архидиакон: «Просхомен — вонмем», а чтец чтет Апостол по-гречески, поскору, а не продолжно; на Апостоле Патриарх сдаст с себя омофор, архидиакон взем и положит у себя на левом плече концами назад себя и тако с ним Евангелие чтет и ектенью говорит. Таже Патриарх идет и целует Спасову икону с посохом и в клобуке; глаголя тихо «Пречистому Ти образу», таже целует на другой стране Пречистыя икону, глаголя «Милосердия сущи источник», потом целует и прочия иконы местныя, а по всей церкви не ходит целовать икон.
Патриарх же положив ему на главу правую свою руку дланью, глаголет тихо: «Бог за молитв святаго славнаго» и прочее, архидиакон же всклоняся речет: «Аминь», и целует руку у Патриарха лежащую на главе его и идет царскима дверми в церковь, а у Александрийскаго — северными. В то же время случилось в Вифлееме на Рождество Христово после служащих попов ин поп надел на себя епитрахель и приступил к Патриарху; Патриарх поставя потир и взем с дискоса малую часть Тела Христова от преждереченныя части и дал ему, он же взем, съел; таже Патриарх взял потир и дал ему из потира, якож и прочим служащим. А как Патриарх Иерусалимской причастие подавал, и кто причастяся Крови Христовой отшед, и тотчас разоблачается, не дожидая конца службы, такоже и у Александрийскаго. Потом трапезарь яству всю поставит на стол и всякому брату по сосудцу вина краснаго и воду на произволника. Егда пропоют катавасию по шестой песни, ектения и кондак и икос, и Пролог чтут. Аще же причастников нету, то все части и прочая складывает в потир и обметает губкою начисто. Таже архидиакон возгласит: «Ту Кириу деифомен»; людие же вси «Кирие елейсон». А шапки на Иерусалимских митрополитех нету ни на одном, и сакка при Патриархе не носят, но фелонь; аще без Патриарха служит, то в сакку; а шапки носить не должно ни единому, а на едине Патриархе, и на апостоле сидит, прочии же вси стоят, а иногда стоит и Патриарх на Апостоле.
Егда же придет время, иерей, пришед к Патриарху, благословится итти в церковь действовать проскомидию, и целовав у Патриарха руку, идет в церковь. Егда же праздник Господний или Богородичен, или коему святому великому полиелеос с литиею, то литии у Патриарха на дому на Вечерни у себя николи не поют, ни во иных его монастырех, також и в Волошских его монастырех, но сице: егда возстанут к Заутрени, и поют по обычаю Полунощницу; по первом Трисвятом на Полунощнице говорят тропарь святому, или празднику, а по втором кондаке и «Господи, помилуй» 12; таже канархист канархает по крылосам стихиры на литии, а поют по единому стиху, поделяся по крылосам, також и «Слава, и ныне» по крылосам же, а не на сходе, а каждения не бывает и диакон не облачается отнюдь на таких литиях, и лампад не ставят, якоже у нас среди церкви, но токмо свещи пред местными иконами и пред налоем возжгут и лампаду пред Патриархом поставят. Трапезарь же прием кадило с огнем и с ладаном кадит преж у Патриарха держимую крошку пречистаго хлеба, таже и у прочих у всех, ходя во след екклесиарха. Потом трапезарь яству всю поставит на стол и всякому брату по сосудцу вина краснаго и воду на произволника. Таже диакон, аще есть, говорит стоя в олтаре: «И о сподобитися нам достойно послушати», лики же и вси предстоящии говорят: «Господи, помилуй» трижды. Аще есть архиерей, то не исходит в то время из олтаря, но облачася, сидит в олтаре, ожидая времяни. Також и в Волошских монастырях греки полиелеос и литии поют. Таже иерей, аще есть и диакон, иерей облачася в ризы и в епитрахель без стихаря, отворя царския двери, возгласит: «Ту Кириу деифомен», и предстоящии же рекут: «Кирие елейсон», таже иерей говорит возглас, предстоящии же рекут «Аминь», а правый лик поет «Всякое дыхание да хвалит Господа», також и левый, потом правый «Всякое дыхание да хвалит Господа». Памятные даты:. Таже Патриарх говорит возглас рядовой только, а за упокой возгласа нету. И полагают по прежнему на плеча свои, а по нашему в дверех омофора на Патриарха не полагают. Krijg toegang tot meer dan miljoen assets in onze volledige collectie.
купить закладки стаф в георгиевске | закладки спайс в малоярославце | Мет ферапонтово |
---|---|---|
29-10-2013 | 2610 | 1199 |
16-9-2007 | 7116 | 6367 |
27-2-2003 | 2525 | 3863 |
5-8-2019 | 4809 | 3048 |
22-3-2008 | 8583 | 7446 |
12-7-2018 | 3802 | 5091 |
Егда же осеняет рукою, предстоящии, выступя из своих мест, поют: «Ис полла эти деспота» потиху краткое и покланяются мало. А «В первых помяни, Господи, Патриарха» вси не говорят николи. Егда же Василиева служба, то «Свят, свят, свят» и дважды «Аминь» поют. Потом другая ектенья: «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», говорят же вси, а не поют, и по возгласе рекут вси «Аминь»; таже Патриарх «Ирини паси», людие «И духови твоему», иерей «Главы ваша Господеви приклоните», предстоящии же «Си Кирие»; таже Патриарх преклонився мало говорит тайно молитву преклонения, и иерей такожде преклонився. Таже архидиакон возгласит: «Ту Кириу деифомен»; людие же вси «Кирие елейсон». Другий же диакон говорит: «Премудрость, прости» и прочее, таже Патриарх: «Ирини паси», предстоящий же: «Ке то пневмати су»; таже архидиакон став на месте, на восток лицем, возглашает: «Ек ту ката Лука агиу Евангелиу то анагносма» от Луки святаго Евангелия чтение ; предстоящии же говорят вси: «Докса Си Кирие, докса Си» слава Тебе, Господи, слава Тебе , а не поют нигде николи; диакон в олтаре возгласит: «Просхомен», и чтет архидиакон Евангелие по грецки на налое. Егда же пропоют «Достойно», а еккесиарх скончает даже и до последняго мирянина, возвратится с трапезарем вкупе, и положа панагию и кадило, поклонятся оба вкупе Патриарху с прощанием; а Патриарх осеняет их рукою, глаголя: «Бог простит и помилует». А в трапезе принесут хлеб Богородицы, вымет старец простой, а иногда поп попросту, ничего не говорит. Егда же идут из олтаря, первое архидиакон несет свечу осеняльную, по-грецки трикирий; возжены три свечи на подсвещнице сребряном, а за ним другой диакон с кадилом, а иногда и два с кадилом, потом третий с блюдом великим серебряным, а на блюде шапка патриарша. Таже, аще есть ин архиерей, посылает Патриарх архидиакона, или диакона звать их. Ontvang 10 gratis Adobe Stock-afbeeldingen. По совершении же Патриарх сядет на стул пред престолом, на запад лицем, или идет на горнее место; архидиакон же, держа осеняльную свечу правою рукою и став в царских дверех мало к стороне, возгласит: «Кирие сосон тус евсевис» на поле по словенски: «Господи, спаси благочестивыя» ; служащии же поют правой лик ту же речь пением, таже архидиакон паки возгласит, а служащии левой лик тоже поют; потом архидиакон возгласит «Ке епакусон имас» на поле: и услыши ны ; и абие в церкви на правом крылосе поют тож пением, таже чтет архидиакон: «Паисиу ту макариотату ке макариотату Патрос имон ке Патриарху тис агиас полеос Иерусалим ке пасис Палестины, Сирие, Аравие пер ту Иордану Кана тис Галилеас ке агиас Сион полла та эти». Архидиакон же, отдав трикирий диакону и взем стихарь, глаголя гласно: «Евлогисон деспота», а Патриарх «Евлогитос о Феос имон пантоте нин» и прочее, архидиакон глаголя тихо «Аминь» и возгласит: «Ту Кириу деифомен» на поле помета: Господу помолимся и кладет на Патриарха стихарь, глаголя гласно: «Да возрадуется душа моя о Господе» весь, а диакон кадит, а певец поет ино нечто, таже архидиакон кладет епитрахель, глаголя: «Благословен Бог, изливая благодать Свою на иерея Своя яко миро на главу, сходящее на браду Аароню, сходящее на ометы одежды его»; таже архидиакон опоясует поясом, глаголя: «Благословен Бог препоясавый мя силою, и положи непорочен путь мой, совершая нозе мои яко елени и на высокая поставляяй мя», а диакон на каждом стихе глаголя: «Ту Кириу деифомен» и кадит. И поет: «Воскрес Иисус от гроба». По заамвонней молитве идет Патриарх из олтаря без омофора, в шапке, и вышед, взем свой посох двоерожной, и станет в креслах под стеною, потом и сядет, держа в левой руке посох. Пришед, покланяются Патриарху вси исходящии с прощением, и идут каждый по кельям, или где хочет.
Егда же праздник Господний или Богородичен, или коему святому великому полиелеос с литиею, то литии у Патриарха на дому на Вечерни у себя николи не поют, ни во иных его монастырех, також и в Волошских его монастырех, но сице: егда возстанут к Заутрени, и поют по обычаю Полунощницу; по первом Трисвятом на Полунощнице говорят тропарь святому, или празднику, а по втором кондаке и «Господи, помилуй» 12; таже канархист канархает по крылосам стихиры на литии, а поют по единому стиху, поделяся по крылосам, також и «Слава, и ныне» по крылосам же, а не на сходе, а каждения не бывает и диакон не облачается отнюдь на таких литиях, и лампад не ставят, якоже у нас среди церкви, но токмо свещи пред местными иконами и пред налоем возжгут и лампаду пред Патриархом поставят. Потом иерей, стоя с Евангелием, говорит на запад лицем: «Спаси, Боже, люди Своя»; аще без Евангелия, то говорит в олтарь пред престолом, затворя двери; аще есть диакон, то говорит в церкви пред царскима дверми затворенными. Таже архидиакон обращься, поставляет на престол потир. Таже диакон говорит ектенью, лики же и предстоящии говорят: «Господи, помилуй» дважды, таже «Тебе, Господи», иерей возглас, людие «Аминь». Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. И Патриарх сказал: добро у вас так.
И рекут вси «Аминь». И поет: «Воскрес Иисус от гроба». Егда же по прочтении Евангелия пропоют «Ис полла эти», и абие правой лик говорит на оба лика поделяся по строкам якоже зде писано: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Таже прием сакк растеган и положа на Патриарха, паки застегивает рукава и полы, глаголя: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь»; а палицу выставливают сквозь сакк наружу; таже полагает омофор, глаголя: «Епи тон омон Христе, тин планифисан арас фисин аналифис то Фео ке Патри просигагес нин, ке аи ке ис тус еонас тон еонон» на рамех, Христе, заблудшее взем естество, вознесшись, Богу и Отцу привел еси, ныне и присно и во веки веков , архидиакон же говорит «Аминь»; таже сверх омофора положат крест от драгих камней в злате, и чепь златая, и панагию в злате, драгия камения, чепь златая же, глаголя: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела твоя цареви, язык твой трость книжника скорописца, красен добротою паче сынов человеческих, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Егда же Патриарх раздробив Агнец и исполнив чашу, и взем от преждереченныя части себе малую часть, и поклоняется на обе страны, глаголя краткое прощение, а особнаго прощения друг с другом нету, якож у нас, ниже общаго, и причащается Телу, и прием потир, причащается от потира, трижды приимет, глаголя первое «Во имя Отца», второе приимет «И Сына», третие приимет, глаголя «И Святаго Духа, ныне и присно» и прочая, а в Белоруссии единова приимет. Священницы же, облачася выйдут из церкви, отворя царския двери, а иные северныма и южныма, аще есть; понеже не у всякой церкви южныя двери. Возглас: «Яко да под державою Твоею» говорит Патриарх, стоя на восток лицем, и мало отворотяся, не отходя от престола рукою осенит на церковь поскору, а к царским дверем не приходит, и на церковь, или государя по нашему чину не благословляет. Мет ферапонтово Арсений выспрашивал Паисия Патриарха, как он раздробит Агнецы, которую часть положит в потир, и от которой сам причащается, и Патриарх вопросил Арсения: скажи, как то у вас чинят; и Арсений говорил: у нас сице: прежде разломит Агнец на двое и которую половину держит левого рукою, ту отложит на страну, а что в правой, и то разломит на двое же, и что в правой руке часть, иже написано «Iсг», то положит вверху, еже есть на востоце; а что в левой часть, на нейже написано «Хсг», то положит внизу, еже есть на запад, и взем другую половину и разломив на двое, и часть, еже писано «Ни» положит на полунощной стране, а «Ка» положит с полуденной страны, и тако будет положено крестообразно; и взем часть, еже писано «Iсг», положит в потир, а причащается сам и прочим подает от части, еже писано «Хсг». Прогноз погоды:. Таже Патриарх возглас: «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати», предстоящии же вси рекут «Аминь», и обращен мало на церковь к царским дверем не приближаяся, осеняет издалека от престола рукою поскору, глаголя: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», предстоящии же вси рекут: «И со духом твоим»; таже диакон выйдет северными, или южными дверми, став на обычном месте, говорит: «Вся святыя помянувше» и прочая. Архидиакон же прием потир и став в царских дверех на запад лицем возгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Егда же молвит: «Со страхом Божиим», тогда иноцы вси снем камилавки с сукамилавками, преклонят главы, и из кресл выходят, тако ж и миряне исходят из кресл и сняв шапки и чалмы, тако ж преклоняют главы, а иные и на коленех припадут и говорят: «Благословен грядый во имя Господне» и прочее. Патриарх же пил не мало и отнюдь, и то того ради, понеже в Мисире жарко и он вздушился от службы. И тако диакон сложа звезду полагает. Егда же Патриарх приидет в церковь в манатье, с двоерожным посохом и в клобуке, и став среди церкви помоляся, благословляет рукою народ на две страны, предстоящии же поют краткое «Ис полла эти деспота» однажды; и станет на своем месте под стеною, или сядет, прочии же, которые служат игумены, священницы и диаконы, целуют у Патриарха руку и идут в олтарь облачатися. Умыв руки, воды не благословляет и молитвы не говорит, и обмоча перстов, по нашему обычаю, по лицу и по очима тою водою не помазует, и на переносе тоя воды и по переносе по народу по всей церкви не носят, но шед диакон выльет попросту.
Царю небесный», по «Приидите, поклонимся» псалом 50; таже канон Троичен, канархист канархает по крылосам, поют стихи все, а не концы, токмо ирмос не поют, токмо у всякой песни сказывают их, чтоб было знатно певцу, какой ирмос, стихи петь, якоб у нас стихиры, скажет подобен; запевают на канон «Иперагиа Триас о Феос елеисон ке сосон имас», а по словенски «Пресвятая Троице Боже наш, помилуй и спаси нас», а который лик «И ныне» поет, тот же и другой песни первой стих запевает; первую песнь начинает правый лик, такожде и третью; по третьей песни седален поют на левом, таж «Слава, и ныне» на правом; а поют седален все, а канархист канархает, четвертую песнь начинает левый лик, и прочее все по сему образу. Таже приходят инии в олтарь иноцы и миряне мнози, кто хочет, и приступя почитают сами имена живых и мертвых, а Патриарх без престания искрашивает, а говорит токмо: «Мнисфе, Кирие» помяни, Господи. А у Иерусалимскаго кундуры во облачении не применяют, но в которых придет, в тех и служит: сказывают, издавна так. Потом правый лик поет «Всякое дыxание» сице по строкам на оба лика:. Суханова Богослужебные Восточные традиции, из Проскинитария А. Егда же пропоют «Достойно», Патриарх съедает часть хлеба, и взем чашу вина пьет и отдает диакону. А иногда дискос и потир, вышед из олтаря и отступя с полсажени, принимает святыню, а приняв, не говорят ничего никому ни государю, ни Патриарху: «Да помянет Господь Бог»; но приняв так и понесет молча, и поставя на престоле, покровцы откладывает. Таже поют в церкви на правом крылосе «Святый Боже» все, таже Патриарх паки поет «Святый Боже» со осенением по-прежнему; таже архидиакон возгласит: «Евлогисон деспота, то Кирио докса» Благослови, владыко; Господу слава.
Рекомендуем к прочтению